История ГУОБДД


О формировании службы ГАИ (ГАИ-ГУБДД-ДПС-ГУПМ-ГУОБДД) о формировании службы ГАИ (ГАИ-ГУБДД-ДПС-ГУПМ-ГУОБДД) МВД Кыргызской Республики

Впервые в период Советского государства 10 мая 1920 года В.И. Ленин подписал Декрет Совета народных комиссаров «Об автодвижении по г.Москве и ее окружностям», которым предусматривалось создание специального органа, предназначенного для контроля за соблюдением правил дорожного движения и эксплуатацией автотранспорта, автоинспекции. 

В 1934 году Совет народных Комиссаров СССР принял решение о создании при Центральном управлении шоссейных, грунтовых дорог и автомобильного транспорта Государственной автомобильной инспекции. Учитывая важность борьбы с автоавариями, постановлением СНК СССР от 3 июля 1936 года автомобильная инспекция была передана из Цудортранса в введение Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. 3 июля 1936 года Постановлением СНК СССР № 1182 в системе НКВД СССР, союзных и автономных республики были созданы управления, отделы Госавтоинспекции, утверждены основные функции, права и обязанности, а также система обеспечения безопасности дорожного движения.

В начале ХХ века в Кыргызстане стал притесняться гужевой транспорт. Уже в 1912 году в Пишпеке появились первые мотоциклы, а в 1929 году появился первый грузовой автомобиль. В 20 и 30-е годы контроль автотранспортными средствами был в ведении ОГПУ, затем административного отдела милиции. Автомобили плотно стали входить в жизнь республики уже с 1935 года. По стране шла высоким темпом автомобилизация. 

Наряду с увеличением автомобилизации парка страны, который является основной частью технического прогресса, возросла угроза увеличения человеческих и материальных потерь, связанных с аварийностью. 

23 мая 1936 года издан приказ начальника УНКВД по Киргизской АССР Г.Жукова за № 28 «О создании автомобильной инспекции Управления рабоче-крестьянской милиции (УРКМ) НКВД Киргизской АССР». В нее вошли 12 автоинспекторов, действовавших при крупных городах и районных отделах милиции. Первым начальником автомобильной инспекции был назначен инженер В.М.Желяцский. 

Приказом начальника НКВД Киргизской ССР № 16 от 23 апреля 1937 года в автоинспекции создаются квалифкомиссии по подготовке водителей, при этом особое внимание уделялось контролю за качеством подготовки водительского состава, его воспитанию.

Приказом начальника НКВД Киргизской ССР № 1 от 9 января 1938 года создаются авто-инспектуры (по 3-4 инспектора в каждой), которые наряду с подчинением начальнику городских (районных) отделов милиции стали подчиняться к отделу ГАИ при НКВД Киргизской ССР.В 1948 году появились первые автобусы на улицах г.Фрунзе. в 1953 году впервые в Кыргызстане появились автомобили для инвалидов, а в 1954 году первые троллейбусы. 

В связи с увеличением автомобильного парка аппараты Госавтоинспекции стали уделять особое внимание вопросам организации движения транспорта и пешеходов, пресечению случаев нарушения Правил дорожного движения. 

Для выполнения этих функций в 50-е годы созданы подразделения по регулированию уличного движения (РУД). В 70-е годы начались патрулирования автодорог на специальных автомашинах и с применением воздушного транспорта (вертолетное патрулирование). 1969 году было положено начало новой линии работы ГАИ, получившей название «Организация движения». Этой службой осуществляется разработка предложений по совершенствованию регулирования транспортных схем в городах, установке технических средств, а также контроль за содержанием дорог, соблюдением требований безопасности в дорожном строительстве.

Госавтоинспекцией с 1970 года ведется государственный учет дорожно-транспортных происшествий, анализ причин и обстоятельства их возникновения, а с 1973 года завершено внедрение новой системы сбора, передачи и обработки информации о дорожных происшествиях. В связи с ростом числа граждан, желающих иметь водительское удостоверение и приобрести транспорт, перед ГАИ встала серьезная задача обеспечить качественное выполнение большого объема работ по приему экзаменов и регистрации транспортных средств. В целях улучшения этой работы в системе ГАИ с 1975 года созданы регистрационно-экзаменационные подразделения, на которые возложена вся работа по учету и регистрации транспортных средств, приему экзаменов и выдаче водительских удостоверений.

Постановлением Правительство Кыргызской Республики № 517 от 28 ноября 1995 года утверждено «Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Кыргызской Республики», где определены основные функции и задачи.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики № 434 от 6 июля 2009 года Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Кыргызской Республики преобразована в Главное управление безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики (ГУБДД).

В свою очередь ГУБДД МВД Кыргызской Республики осуществлял специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

14 августа 2012 года в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики № 560, Главное управление безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики преобразована в Дорожно-патрульную службу Министерства внутренних дел Кыргызской Республики.

В 2016 году в рамках реформирования органов внутренних дел Кыргызской Республики руководством МВД Кыргызской Республики принято решение о создании в системе органов внутренних дел новой службы – Главного управления патрульной милиции Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, путем слияния подразделений Дорожно-патрульной службы с патрульно-постовой службы территориальных органов внутренних дел Кыргызской Республики. Для создания правовой основы деятельности новой службы принято постановление Правительства Кыргызской Республики № 112 от 3 марта 2016 года «О некоторых вопросах организации деятельности Министерства внутренних дел Кыргызской Республики».

Согласно данного постановления Правительства КР все ранее имевшиеся полномочия и зоны ответственности Дорожно-патрульной службы и патрульно-постовой службы переданы вновь создаваемому Главному управлению патрульной милиции.

Необходимость создания новой службы обусловлена тем, что в последнее время возросла угроза терроризма во всем мире, что требует повышения мер по обеспечению общественной безопасности, в т.ч. путем усиления нарядов, осуществляющих патрулирования в общественных местах и на дорогах.

В 2017 году в рамках реализации Указа Президента КР от 18 июля 2016 года. Принято постановление ПКР от 9-декабря 2017года №743,согласно которой Главное Управление Патрульной Милиции  переобразовано в Главное Управление по Обеспечению Безопасности Дорожного Движения МВД КР.